В свободном доступе 500 японских гравюр из коллекции Винсента Ван Гога, которыми он вдохновлялся

В свободном доступе 500 японских гравюр из коллекции Винсента Ван Гога, которыми он вдохновлялся

Оказывается, человек, написавший «Подсолнухи» и «Звездную ночь», черпал вдохновение в экзотическом и таком далёком по происхождению искусстве – японской гравюре. Теперь все желающие свободно могут насладиться более 500 работами, которыми когда-то вдохновлялся Винсент Ван Гог. 

Увлечение Винсента Ван Гога импрессионизмом длилось недолго, Ван Гог осознавал, что искусство будущего должно быть совершенно иным: ярким и колоритным, как японские гравюры. Он видел в них радикальные отличия от строгой и реалистичной традиционной европейской живописи. Очень немногие нидерландские художники изучали японское искусство, однако французская интеллигенция в то время культивировала моду на все японское. Малларме и Моне владели большими коллекциями произведений японского искусства. Ван Гог также скупил около 660 гравюр на дереве у парижского арт-дилера Зигфрида Бинга. Вероятно, изначально он собирался торговать японскими ксилографиями, когда же ничего не вышло, он внимательнее изучил работы и даже написал несколько копий.

«Мне кажется, что мы не сможем изучать японское искусство, если не станем намного счастливее и веселее, и это заставит нас вернуться к природе, несмотря на наше образование и нашу работу в мире, полном условностей», – писал художник своему брату Тео в 1888 году.

Винсент окружил себя японскими ксилографиями, развесив их по всей своей студии в Париже. Они стали главным источником его вдохновения и катализатором нового взгляда. Японские мастера часто оставляли середины своих композиций пустыми и исключали горизонт, в то время как объекты на переднем плане иногда увеличивали. Ван Гог перенял японские визуальные приёмы в своих работах. Ему нравились необычные пространственные эффекты, внимание к деталям природы и экзотическая атмосфера.

10. Zhenshchina na beregu reki
Женщина на берегу реки, левый лист триптиха «Хрустальная река Ид в провинции Ямасиро», из серии «Шесть хрустальных рек», Утагава Куниеси, 1847–1848.

«Моя студия вполне терпима, в основном потому, что я прикрепил на стены японские гравюры, которые я нахожу очень отвлекающими. Ты знаешь, эти маленькие женские фигуры в садах или на берегу, всадники, цветы, корявые колючие ветви...», – писал Винсент брату Тео из Антверпена 28 ноября 1885 года.

Также на Ван Гога повлиял его друг-художник Эмиль Бернар, разработавший новые идеи в направлениях модернизма. Он стилизовал свои работы, взяв за основу японские оттиски: заполнял пустые области цветами и очерчивал жирные линии. Однако Винсент объединил стремление к плоскости со своим характерным закрученным мазком.

«Мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние – у всех импрессионистов это общее. И нам не нужно ехать в Японию, другими словами, она эквивалентна югу Франции. Поэтому я считаю, что будущее нового искусства по прежнему лежит на юге», – писал Винсент брату Тео из Арля 5 июня 1888 года.

Лишь прозрачный воздух и яркое солнце юга могли придать его холстам те цветовые решения, о которых он мечтал. В надежде найти аналог «чистоты атмосферы и эффектных цветовых решений» японской гравюры, Ван Гог в 1888 году переезжает в Арль, где «заснеженный пейзаж с белыми верхушками деревьев, возносящимися к небу и озаренными светом, напоминает написанные японцами зимние пейзажи».

11. Zhenshchina s zontikom i tkanyu
Женщина с зонтиком и тканью, один лист триптиха «В саду ирисов», Утагава Кунисада, 1866.

Винсент надеялся создать в Арле сообщество художников по примеру японских буддийских монахов. Однако его поддержал лишь друг художник Гоген. К сожалению, вскоре у Ван Гога начали развиваться признаки психического расстройства и его поместили в лечебницу Сен-Реми. Несмотря на глубокую тоску по далеким землям и теплым краскам Японии, художник никогда не путешествовал дальше Франции. Природа стала отправной точкой в его творчестве. В то же время японские гравюры послужили для Ван Гога основой для модернизации и создания «искусства будущего».

«Все мои работы в какой-то степени основаны на японском искусстве...», – писал Винсент брату Тео из Арля 15 июля 1888 года.

После смерти Винсента его брат Тео Ван Гог позаботился о коллекции японских гравюр и большинство из них в итоге попали в музей Ван Гога в Амстердаме.

В онлайн-архиве музея можно посмотреть и скачать 673 оцифрованные красочные японские гравюры, сохранившиеся до наших дней. Для удобного просмотра можно выбрать понравившуюся категорию, к примеру: пейзаж, весна, женские облики, актеры и др., либо выбрать конкретного художника или технику исполнения. Каждый раз, когда мы обновляем страницу, сайт перетасовывает работы.

Представляем подборку прекрасных японских гравюр из онлайн-архива музея Ван Гога.

01. Goyyu ravnina Khonno i pereval Khonzaka
Равнина Хонно и перевал Хонзака, из серии «Коллекция иллюстраций знаменитых мест», Утагава Хиросигэ, 1855. 

02. Numazu Gora Fudzi v yasnuyu pogodu posle snegopada s gor Ashigara
Гора Фудзи в ясную погоду после снегопада с гор Ашигара, из серии «Коллекция иллюстраций знаменитых мест», Утагава Хиросигэ, 1855.

03. Vecher Prokhladnyy v Shidzo v Kioto
Прохладный вечер в Нидзё в Киото, из серии «Сто видов на знаменитые места в разных провинциях», Утагава Хиросигэ, 1859.

05.Vodyanoy giatsint kulik i zimorodok
Водяной гиацинт, кулик и зимородок, из серии «Птицы и цветы», Утагава Хиросигэ, 1871–1873.

06. Devushka s zharovney
Девушка с жаровней, из серии «Птицы и цветы», Утагава Хиросигэ, 1851–1853.

08. Desyatyy mesyats Festival Ebisu
Фестиваль Эбису, из серии «Ежегодные обряды в Йошивара», Утагава Кунисада, 1822.

09. Yosida Bolshoy most cherez reku Toyo
Большой мост через реку Тойо, из серии «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1855.

13. iz alboma Novaya podborka ptits i tsvetov
Из альбома «Птицы и цветы», Утагава Хиросигэ, 1871-1873.

14. Yoshida
Из серии «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1863. 

15. Kavasaki Derevnya Namamugi na reke Tsurumi
Деревня Намамуги на реке Цуруми, из серии «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1855. 

16. Klenovyye derevya u mamy
Алые листья кленов в Мама, святилище Тэкона и мост Цуги, из серии «Сто знаменитых видов Эдо», Утагава Хиросигэ, 1857. 

17. Minakuchi Znamenityye sosny u podnozhiya gory Khiramatsu
Сосны у подножия горы Хирамацу, из серии «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1855.

19. Okraina Koshigaya v provintsii Musasi
Предместье Кошигая в провинции Мусаси, из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», Утагава Хиросигэ, 1858. 

20. Podborka klenovykh listyev
Из серии «Три церемониальных тона», Утагава Куниёси, 1845-1846.

21. Prud Shinobazu
Пруд Синобадзу, из серии «Полное собрание шуточных изображений знаменитых видов Эдо», Утагава Хирокагэ, 1859.

22. Rezidentsiya so slivami
Из серии «Сборник иллюстраций знаменитых видов Эдо», Утагава Хиросигэ, 1862. 
 

25. Сёно Остатки кургана Сиратори
Из серии «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1865.

26. Tri Aktera
Три Актера, правый лист триптиха Храбрых и Прекрасных Женщин Суйкодэна, Тойохара Куничика, 1869.

27. Tri zhenshchiny s parusami i tsvetushchey vishney
Женщина с парусами и цветущей вишней,; Утагава Йошитора, 1846-1848.

28. Утренняя слава и восточная зеленушка
Из серии;«Птицы и цветы», Утагава Хиросигэ, 1871-1873.

29. Khram Khikava v Akasaka
Храм Хикава, из серии «Коллекция иллюстраций знаменитых видов Эдо», Утагава Хиросигэ, 1862.

30. Tsuchiyama Suzukskiye peshekhodnyye kholmy
Из серии «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1855.

Смотрите также:

Телеграм