Вавилон-5: Космоопера, совершившая прорыв в жанре

Вавилон-5: Космоопера, совершившая прорыв в жанре

Вавилон-5 / Babylon 5 (1993-1998)
Рейтинг IMDb: 8,3; Кинопоиска: 8,0

Джозеф Стражински – отец и мать «Вавилон-5». Он создал необъятную вселенную и относился к ней так всерьёз, как относятся к своему ребёнку, собственноручно написав сценарии к большинству серий. Наверное, такой подход и помог ему в конце концов совершить прорыв в жанре. Так, вместо моделей кораблей, снятых на фоне чёрного задника, была задействована компьютерная графика. Кажется, сейчас никого не удивишь форматом съёмки 16:9, но в своё время Стражински пришлось опираться на интуицию и правильно сделанный выбор ещё раз подчёркивает его талант предчувствовать тренды.

Многие сравнивают концепцию «Вавилон-5» и бесконечного «Звёздного пути», но Стражински не просто хотел заимствовать – он жаждал объяснить почему путь «соперников» безнадёжно устарел. И, нужно сказать, преуспел в этом. Вместо череды разрозненных легковесно-приключенческих историй, объединённых лишь общими героями, он предложил создать огромный мир, где все явления взаимосвязаны, а решения касаются сложных и глубоких вопросов. Следствием этого было сильное решение – пригласить консультантом одного из титулованнейших и бескомпромисснейших писателей-фантастов – Харлана Эллисона, опираясь, помимо того, на мастеров жанра космооперы: Азимова с его «Основанием» и Герберта с его «Дюной». Впрочем, главное достоинство сериала не его размах, а живые и сложные персонажи, меняющиеся от сезона к сезону.

«Вавилон-5» – космическая станция, построенная в XXIII веке, чтобы стать галактической дипломатической площадкой, на которой могли бы встретиться земляне, представители влиятельной Центаврианской империи, отколовшиеся от центаврианцев воинственные Нарн и религиозные Минбар. Кроме «великих держав», есть здесь место и мелким народам, и таинственной расе технократов-ворлонцев, и много кому ещё. Но решения принимают не империи, а их представители: послы, дипломаты, офицеры станции. У каждого из них своя история, своя роль, своя миссия и тот, кто вначале казался комичным второстепенным персонажем в следующей серии может оказаться перед по-шекспировски трагическим выбором…