Серия политических решений, принятых правительством Японии с 1633-39 годов привела к периоду продолжительного изоляционизма – сакоку. Отчасти такое положение решили установить после попыток европейских торговцев навязать японцам католичество. Под страхом смертной казни жителям страны запретили покидать её пределы, а иностранцам – въезжать в Японию. Термин «сакоку», которым назвали внешнюю политику самоизоляции, буквально означает «страна на цепи».
Япония была изолирована от внешнего мира на протяжении двух столетий, до возобновления внешней торговли в 1853 году. А 1867 году на Хризантемовый трон взошёл принц Муцухито, когда лидеры княжеств Сацума и Тёсю свергли феодальное правительство Сёгуната Токугава и восстановили императорскую власть.
Новый император назвал этот период Мэйдзи, что означает «просвещённое правление». За почти полувековую историю властвования Муцухито – с 1868 года и до его смерти в 1912 году – Япония радикально преобразовалась из изолированного и раздробленного государства в объединённую промышленную страну и крупного игрока на международной арене.
В конце периода Мэйдзи Япония позиционировалась как партнёр и конкурент богатых западных стран. Железные дороги и телеграфные линии объединили государство. Текстиль, особенно производство шёлка, стал крупной отраслью промышленности. Правительство субсидировало вербовку западных технологических экспертов и отправляло тысячи студентов в западные учебные заведения.
Четыре женщины позируют через решётку.
Вид на гору Фудзияма.
Одной из новых технологий, привезённых в Японию, стала фотография.
В 1908 году Герберт Геддес, менеджер канадской импортно-экспортной корпорации G.R. Gregg and Company, направился на работу в город Иокогама, главный центр внешней торговли.
За время пребывания в Японии он сделал множество фотографий, запечатлев пейзажи и местных жителей. Снимки Геддес раскрашивал вручную и продавал иностранным туристам, как диковинные открытки.
В фотографиях Геддеса основное внимание сосредоточено на традиционной и «вневременной» японской культуре с ухоженными садами, прилежными мастерами и ремесленниками. Менее заметны недавно внедрённые достижения технического прогресса, которые стремительно создавали новый образ жизни многих японцев. Эпоху Мэйдзи, ознаменовавшуюся смелой модернизацией, сменила эпоха Тайсё.
Приозёрный курорт.
Женщина позирует с ребёнком и зонтиком.
Бондари выделывают деревянные бочки.
Женщина собирает коконы тутового шелкопряда.
Рикша на лесной дороге.
Борец сумо готовится к состязанию.
Пожилая женщина работает с точильным камнем, а молодые девушки наблюдают.
Женщины в кимоно садятся в лодку в саду.
Вишни над гаванью цветут.
Фермеры позируют с корзинами.
Фермеры собирают листья тутового дерева.
Женщины отвеивают рис, а мужчина толчет его в муку.
Скульптор начинает высекать фонарь из каменного блока.
Скульпторы лепят из глины формы для гигантских масок.
Высокопоставленная куртизанка в токийском квартале "красных фонарей" Йошивара позирует со своим сопровождающим персоналом.
Посёлок над рекой.
Фермеры засыпают рис через воронку в деревянный механический бункер.
Деревянные ворота тории.
Олени бродят по кладбищенскому саду.
Группа женщин и мужчина смотрят на вышивальщицу.
Две гейши позируют, притворившись спящими.
Крытый мост через пруд.
Деревянный мост через порожистую речку.
Мужчина разрисовывает зонтик.
Рыбаки и дети по колено в океане.
Фермеры собирают рис.
Семья позирует для группового портрета.
Фермеры в илистой почве выращивают рис.
Вид на лесной посёлок вдоль реки.
Люди плывут на лодках недалеко от подножия горы Фудзи.
Фотографии: Герберт Геддес/Библиотека Университета Виктории.