На удивление авангардная ранняя советская фотография

На удивление авангардная ранняя советская фотография

После русской революции фотографы, многие из которых евреи, избавившиеся от царского антисемитизма, занялись документированием становления и развития молодой страны. При новом руководстве поменялись и веяния в фотоискусстве. Характер фотографий того периода можно отследить на выставке «Сила изображения: ранняя советская фотография, раннее советское кино» (The Power of Pictures: Early Soviet Photography, Early Soviet Film), которая проходит в нью-йоркском Еврейском музее.

Поскольку в 1920-е годы 70 процентов населения Советского Союза было безграмотным, задачам коммунистической пропаганды действенно служили фотографии и кино, говорят организаторы выставки Дженс Хоффман и Сьюзен Тумаркин Гудман. Изначально авангардистские методы поощрялись.

«Радикальный стиль представлялся выражением радикальной политики. Какое-то время художественное измышление мощно и плодотворно взаимодействовало с активизмом», – сказал заместитель директора музея Дженс Хоффман.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 1Георгий Зельма, «Встреча в колхозе», 1929 год.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 2Александр Родченко, «Скачки», 1935 год.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 3Аркадий Шайхет, «Встреча челюскинцев», 1934 год.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 4Аркадий Шайхет, «Лампочка Ильича», крестьяне впервые включают электричество, 1925 год.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 5Слева: Аркадий Шайхет, «Монтаж конструкции глобуса на Центральном телеграфе», 1928 год.
Справа: Аркадий Шайхет, «Парашютистка Катя Мельникова», 1934 год.

В первые годы советской власти образовались две важные организации для профессиональных фотографов: группа «Октябрь» и Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ). Члены «Октября», в том числе конструктивистский фотограф Александр Родченко, хотели создавать изображения, которые вдохновляли бы зрителей и по-новому представляли бы общество.

«Проникнутые революционным духом, эти фотографы активно экспериментировали в авангардистских направлениях, использовали неожиданные и драматические точки обзора, поразительные ракурсы, фотомонтаж и фотограммы. Например, фотографы «Октября» призывали к документированию индустриализации и изображению промышленных площадок в виде радикально абстрагированных крупных планов или сжатых в ограниченном визуальном пространстве», – сказал Хоффман.

Работы Родченко и таких конструктивистских фотографов как Эль Лисицкий, Борис Игнатович влияли на фотокорреспондентов, включая тех, кто основал РОПФ. Но авангард вскоре исчез из советской фотографии.

С приходом к власти Иосифа Сталина фотографы были вынуждены создавать кадры, иллюстрирующие совершенство советской жизни и государства, а не реальную обстановку на местах. К 1932 году независимые стили уже считались недопустимыми. Художественные организации распустили и заменили управляемыми государством союзами.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 6Георгий Зельма, «Военный парад на Красной площади», 1933 год.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 7Слева: Александр Родченко, «Девушка с “Лейкой”», портрет Евгении Лемберг, ученицы Родченко, 1933 год. Справа: Георгий Петрусов, «Азиатский матрос», Калифорния, 1935-36.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 8Аркадий Шайхет, «Красная армия, идущая по снегу», 1927-28.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 9Аркадий Шайхет, «Экспресс», 1939 год.

avangardnaya sovetskaya fotografiya 10Слева: Георгий Зельма, «Три поколения в Якутске», 1929 год.
Справа: Александр Родченко, «Спортивный парад на Красной площади», 1936 год.

Телеграм