Дореволюционная Россия в цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского

Дореволюционная Россия в цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского

Коллекция цветных снимков одного из самых известных фотографов России - Сергея Прокудина-Горского.
Царь Николай II поручил ему съемку всех уголков Российской империи, впечатлившись цветным портретом Л. Н. Толстого и другими работами Прокудина-Горского.

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

1-article-2572671-1C0604E400000578-24 964x764

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г. 

2-article-2572671-1C0B6D0D00000578-490 964x772

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

3-article-2572671-1C0B794800000578-677 964x685

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция). 

4-article-2572671-1C0B6D4500000578-519 964x816

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

5-article-2572671-1C0B6D3D00000578-495 964x830

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

6-article-2572671-1C0B791C00000578-286 964x672

 Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

7-article-2572671-1C0B6DFD00000578-686 964x805

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

8-article-2572671-1C0B6C0100000578-967 470x664

 Портрет Льва Николаевича Толстого.

9-article-2572671-1C0B6DF500000578-324 470x664

 Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

10-article-2572671-1C0B6E0500000578-346 964x836

11-article-2572671-1C0B6C2100000578-66 964x819

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

12-article-2572671-1C0B6C1900000578-405 964x799

13-article-2572671-1C0B791600000578-392 964x693

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

14-article-2572671-1C061B6A00000578-67 964x637

 Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

15-article-2572671-1C0B790E00000578-575 964x666

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

16-article-2572671-1C0B6D0900000578-461 470x596

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

17-article-2572671-1C0B6C7900000578-750 470x596

Надсмотрщик Черниговского водоспуска 

18-article-2572671-1C0B763000000578-118 964x676

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

19-article-2572671-1C0B6DED00000578-869 964x786

20-article-2572671-1C0B6D1500000578-627 964x693

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

21-article-2572671-1C0B6C1100000578-865 470x596

22-article-2572671-1C0B6C7000000578-769 470x596

23-article-2572671-1C0604AC00000578-890 964x655

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

24-article-2572671-1C0604C400000578-236 964x698

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

25-article-2572671-1C0604F400000578-996 964x644

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

26-article-2572671-1C0B6F0500000578-685 964x597

27-article-2572671-1C0BB22300000578-992 964x817

Состоятельная женщина в роскошном наряде и головном уборе позирует на открытом воздухе, стоя на великолепном ковре.

28-article-2572671-1C0604D200000578-250 964x669

Женщина в Самарканде, Узбекистан.

29-article-2572671-1C0B711A00000578-267 964x546

Мальчик-пастух на реке Сим в Уральских горах, 1910 год

30-article-2572671-1C0B6EFD00000578-865 964x755

31-article-2572671-1C061B8200000578-719 964x743

Рабочие и прорабы на фоне подготовки к заливке цемента для основания шлюза плотины через Оку. Белоомут, 1912 год.

32-article-2572671-1C0B6D0100000578-587 964x798

33-article-2572671-1C0B6C0900000578-622 964x785

34-article-2572671-1C0B763A00000578-44 964x599

Сельский пейзаж. Крестьяне в поле, обед.

Телеграм