Чжан Ясинь (Zhang Yaxin): фотографии оперы из коммунистического Китая

Чжан Ясинь (Zhang Yaxin): фотографии оперы из коммунистического Китая

В 1967 году 34-летний фотожурналист Чжан Ясинь работал в, контролируемом государством, агентстве Синьхуа. Тогда ему поручили сверхсекретный правительственный проект, согласно которому он должен был стать официальным фотографом новой программы искусства. Во главе проекта стоял председатель Мао и его жена Цзян Цин – театральная актриса. В то время Чжан еще не знал, что ближайшие семь лет проведет, документируя одну из самых драматичных и сложных попыток переопределить художественное восприятие в современной истории искусства.


zhang-1-cropЗа год до этого председатель Мао развязал «культурную революцию» в Китае, через которую стремился уничтожить в стране всякое влияние, исходящее, как от капиталистической, так и от традиционной китайской культуры. Лидер компартии стремился воссоздать общество с нуля, основываясь исключительно на социалистических идеалах. Искусство должно было стать ключевым инструментом в процессе перевоспитания народных масс. Поэтому Мао намеревался полностью изменить артистические и эстетические нормы в Китае, чтобы достичь своей цели.

Великий кормчий начал с запрета на все формы «буржуазного» и «феодального» искусства: просмотр западных фильмов или исполнение традиционной китайской оперы грозили тюремным заключением и смертной казнью. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту и поддержать распространение коммунистических идеалов, жена Мао, Цзян Цин и ее помощники провели месяцы над разработкой ряда «пролетарских» пьес. На первом этапе их было всего восемь. Они должны были стать единственным политически приемлемым проявлением искусства для общественного восприятия. Мао и Цзян организовали тщательно продуманные спектакли, которые боготворили революционных героев. Их показывали в городах и селах по всей стране, чтобы информировать народ о революционной истории, укрепить уникальный статус Мао и подчеркнуть благо от всеобщего подчинения коммунистической власти.

Чжану поручили сделать изображения из коммунистических опер, чтобы выделить наиболее привлекательные аспекты новой формы искусства и способствовать ее популяризации. В период, когда нереволюционное изобразительное искусство было объявлено вне закона, политически приемлемые изображения очень быстро стали вездесущими. Они красовались на революционных плакатах, в газетах, на чашках и даже на спичечных коробках. Опять-таки, их можно было найти по всей стране в каждом городе или деревне.

Эти фотографии стали одними из самых знаковых в современной китайской истории. Они наглядно определяли стиль, который доминировал в Китае на протяжении многих лет и до сих пор продолжает оказывать мощное влияние. Образ вооруженной женщины-революционерки перед социалистическим флагом стал идеалом красоты в Китае для целого поколения людей.

Однако сквозь призму современности эти образы демонстрируют страну, которая неузнаваема для большинства китайцев. Эти картины пронизаны социалистическим пылом, наполнены сурового вида военными героями и, казалось бы, спокойными, но готовыми к героическим действиям крестьянами. Изображения вызывают такое же ощущение жалкой потусторонней изолированности и излишней помпезности, как современные образы массовых игр из Северной Кореи.

Чтобы утихомирить недовольных, Мао использовал сильно стилизованные изображения, которые были призваны отдать долг богатому театральному прошлому Китая. Толстый слой грима на лицах актеров (даже на мужчинах) и жесткие позы безошибочно передают наследие традиционной пекинской оперы. Также взмахи рук, сжатые кулаки, пронзительные взгляды из-под суровых нарисованных бровей, изящные элегантные прыжки, которые явно напоминают традиционную китайскую практику тай-чи.

Одним из самых удивительных аспектов изображений стали яркие цвета - и это не случайно. В те времена богатая цветовая палитра в Китае была настоящим открытием. Технология цветной печати оставалась прерогативой немногих избранных, поэтому в конце 1960-х годов яркость картин помогла захватить внимание общественности.

В настоящее время фотографу Чжану 81 год. В Ванкувере открылась одна из крупнейших ретроспективных выставок его работ. Как сообщает TIME в Пекине, проект был настолько важен, что автор имел беспрецедентный доступ к новым технологиям. «Тогда в Китае были всего три камеры Hasselblad, и одну отдали мне», - вспоминает он. «У меня был неограниченный доступ к цветной пленке. В то время каждый из моих коллег мог получить лишь три катушки цветной пленки в течение всего года».

Чжан переехал на киностудию, где Цзян и ее команда проводили репетиции и дорабатывали восемь опер. Стояла задача произвести идиллические образы производства. Техника для печати цветной фотографии была одна на всю страну и находилась в офисе Синьхуа в Пекине. На работу уходило много месяцев. Еще больше процесс затягивался из-за навязчивых идей Цзян Цин и ее одержимости деталями. Чжан вспоминает, как после первого года испытаний, Цзян решила пересмотреть все производство и отправить команду назад к исходной точке. Она заставила их часами смотреть цветные фильмы из США, чтобы побудить в них соответствие эстетическому стилю. Как только производство было завершено, она выпустила подробный манифест, определяющий все детали исполнения, вплоть до точного размещения значков на рукавах исполнителей.

Самые ранние изображения из выставки Чжана датируются 1967 годом. Это то самое время, когда культурная революция достигла своего бурного расцвета. Открытая классовая война была развязана по всему Китаю. Мао призвал сельских крестьян к противостоянию с помещиками и интеллигенцией, которые якобы пытались распространить в Китае феодальное влияние. В результате хаос парализовал страну. Студенты обернулись против преподавателей, дети против родителей, а тысячи художников и писателей совершали самоубийства или преследовались до смерти.

Чжан вспоминает, что скромное происхождение защитило его от революционного хаоса. Это так же было одной из главных причин, почему его выбрали для выполнения задания.

«Я был опытным фотографом, который происходил из крестьянской семьи», - вспоминает он. «Вы знаете, тогда быть бедным крестьянином считалось самым лучшим вариантом для царившей политической обстановки...».

В 1976 году Мао был мертв, и Цзян Цин оказалась в тюрьме с остальными участниками печально известной «банды четырех», которую коммунистические старейшины определили виновными в тайном «ухудшении эксцессов» культурной революции. Фотографии Чжана постепенно потеряли актуальность, так как поколение китайцев пыталось забыть безумие революции и двигаться дальше. В 1978 году Чжан и сам двинулся дальше. Он отступил в тень и стал фотожурналистом другого государственного СМИ - People's Daily.

Репортер Chengcheng Jiang из пекинского бюро TIME спросил Чжана, нравятся ли ему образцовые оперы, которые он тщательно документировал семь лет.

«Нет, не нравятся», - твердо сказал он. «Это была политическая задача от моего руководства – у меня не было выбора».

Выставка Zhang Yaxin проходит в галерее Presentation House в Ванкувере с 14 июня по 26 июля 2013 года.

azalea-mountain-1974-1

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Гора Азалия», 1974 год.

1

azalea-mountain-1974-2

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Гора Азалия», 1974 год.

2

 

raid-on-the-white-tiger-regiment-1971-3

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Налет на полк Белого тигра», 1971 год.

3

raid-on-the-white-tiger-regiment-1971-4

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Налет на полк Белого тигра», 1971 год.

4

 

raid-on-the-white-tiger-regiment-1971-5

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Налет на полк Белого тигра», 1971 год.

5

 

raid-on-the-white-tiger-regiment-1971-6

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Налет на полк Белого тигра», 1971 год.

6

raid-on-the-white-tiger-regiment-1971-7

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Налет на полк Белого тигра», 1971 год.

7

ode-of-the-dragon-river-1972-8

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Ода реки Дракона», 1972 год.

8

 

red-detachment-of-women-1973-9

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Красноармейский женский отряд», 1973 год.

9

 

red-detachment-of-women-1973-10

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Красноармейский женский отряд», 1973 год.

10

 

taking-tiger-mountain-by-strategy-1969-11

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Взятие Тигровой горы стратегией», 1969 год.

11

song-of-the-yimeng-mountain-1975-13

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Песня горы Имэнг (Yimeng)», 1975 год.

12

 

the-white-haired-girl-1974-14

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Седая девушка», 1974 год.

13

the-legend-of-the-red-lantern-1972-15

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Легенда о красном фонаре», 1972 год.

14

 

song-of-the-yimeng-mountain-1975-16

Zhang Yaxin - Courtesy See + Gallery, Beijing и Stephen Bulger Gallery, Торонто
Опера «Песня горы Имэнг (Yimeng)», 1975 год.

15

 

Подготовлено по материалам lightbox.time.com

Телеграм