Фоторепортаж из Туркменистана: Ашхабад - беломраморный город-рекордсмен

Фоторепортаж из Туркменистана: Ашхабад - беломраморный город-рекордсмен

Путешествующий фотограф Эймос Чеппл (Amos Chapple) недавно посетил с трехдневным визитом республику Туркменистан. Он провел время в Ашхабаде, столице и крупнейшем городе страны, где смог сфотографировать множество достопримечательностей и исторических памятников.


Туркменистан – бывшая советская однопартийная республика. В ней процветает культ личности президента, который управляет страной. Вот, что сказал Эймос Чеппл: «До того, как я получил разрешение, мою визу дважды отклонили. Так что казалось, что я въезжаю в запрещенное место. Когда мы приехали в Ашхабад, я предположил, что там проходит какой-то праздник, так как улицы и все эти красивые парки стояли безлюдными. В той части, где я ходил, сначала было больше солдат, чем гражданских жителей. Они патрулировали центр города и крайне нервно реагировали на фотосъемку. Дважды солдаты кричали на меня, а затем подбежали и потребовали удалить фотографии».
Ашхабад недавно вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как город с самым большим в мире количеством зданий из белого мрамора. Это 543 новых архитектурных творений, облицованных белым мрамором. Их общая площадь равна 4.5 миллионов квадратных метров.

s a01 hgabat07

Молодая пара выходит из развлекательного центра «Алем» в Ашхабаде. В 2012 году колесо этого комплекса было занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире закрытое колесо обозрения. На его конструкцию затратили 90 миллионов долларов. (Эймос Чеппл).

1

s a02 hgabat15

600-футовый памятник Конституции в Ашхабаде. В фоновом режиме виднеется теле-радио центр. (Эймос Чеппл).

2

s a03 hgabat12

Одна из многих золотых статуй Сапармурата Ниязова, бывшего пожизненного президента Туркменистана. Выше его памятника изображены ахалтекинские лошади. Этот постамент приурочен к 10-летию независимости страны. Выносливые скакуны, приспособленные к суровым условиям существования в пустыне, стали национальным символом Туркменистана и объектом страсти нынешнего президента Гурбангулы Бердымухамедова. В своей книге «Полет небесных скакунов» он сравнивает себя с благородной ахалтекинской породой. Вот одна из наиболее причудливых цитат: «Верхом на лошади, за штурвалом самолета, морского лайнера, за вождением мощного грузовика Гурбангулы Бердымухамедов не только демонстрирует замечательную физическую форму и высокий профессионализм в каждом деле. Он фиксирует в сознании людей образ современной (сильной) личности, которая должна многое сделать. Он должен быть хорошо образованным, физически сильным и эстетически эрудированным». К сожалению, для Бердымухамедова, фестиваль в честь лошадей, проходивший в начале этого года, закончился для президента захватывающим падением, которое получило широкое распространение на YouTube. (Эймос Чеппл).

3

s a04 hgabat20

Сердар - тропа здоровья. Извилистая тропинка в холмах к югу от Ашхабада протяженностью 8 км занимает видное место в «Неделе здоровья», проводимой в стране каждый год. В 2000 году бывший президент Сапармурат Ниязов отправил на прогулку весь кабинет министров, однако сам он подбадривал их, сидя в президентском вертолете. (Эймос Чеппл).

4

s a05 hgabat17

Слева: теле-радио центр Ашхабада. Справа: пережиток советской эпохи, Сапармурат Ниязов, который был продвинут коммунистической партией (Москва волновалась по поводу националистических настроений в далекой центрально-азиатской республике). После распада Советского Союза Ниязов оказался у руля независимого государства с развитым культом личности. Доходы от экспорта газа шли на финансирование все более странных проявлений диктатуры: были запрещены собаки, закрыты больницы и библиотеки за пределами столицы, а месяцы года переименованы в честь членов семьи президента. (Эймос Чеппл).

5

s a06 hgabat10

Часть интерьера пятизвездочного отеля Огузкен в центре Ашхабада. (Эймос Чеппл).

6

s a07 hgabat19

Слева: туркменская женщина с ребенком спряталась от дождя во время сильного ливня в столице. Здесь почти все женщины, будучи в общественном месте, носят традиционную туркменскую одежду. Справа: роскошная телефонная будка в центре города. (Эймос Чеппл).

7

s a08 hgabat22

Мальчик выпивает стакан воды, который ему дала его бабушка. Температура воздуха днем достигает 42C. Согласно одному из путеводителей «лишь безумный или глубоко несчастный» оказывается в Ашхабаде в самые жаркие месяцы (в июле и августе). (Эймос Чеппл).

8

s a09 hgabat16

Солдаты несут караул у основания памятника Конституции в Ашхабаде. (Эймос Чеппл).

9

s a10 hgabat11

Точно разложенные напитки в магазине в центре Ашхабада. На главной улице столицы расположились разнообразные магазины, которые стали частью грандиозной архитектурной задумки, но редко используются местными жителями. Повседневная жизнь при новом президенте, как говорят, стала легче, чем раньше, когда нехватка продовольствия была обычным явлением. «Возможно мы, не всегда можем себе это позволить, но еда здесь есть», - сказал один из студентов. (Эймос Чеппл).

10

s a11 hgabat08

Две молодые женщины пристегивают ремни в игровом автомобиле, находясь в развлекательном центре «Алем». (Эймос Чеппл).

11

s a12 hgabat01

Гигантский термометр и экран, на котором воспроизводится некая официальная церемония в центре Ашхабада. (Эймос Чеппл).

12

s a13 hgabat09

Садовник в защите от солнца при температуре 40C днем в Ашхабаде. Несмотря на все богатство своей страны, простым людям достается совсем немного. Например, этот рабочий зарабатывает около 150 долларов в месяц, поддерживая беломраморный город. (Эймос Чеппл).

13

s a14 hgabat02

Памятник Нейтралитета с возвышающейся статуей бывшего президента Сапармурата Ниязова. Несмотря на нехватку посетителей, солдаты у подножья структуры стоят по стойке смирно в течение всего дня. (Эймос Чеппл).

14

s a15 hgabat23

Корпус истребителя МиГ-15 в пустыне Каракум. В отличие от большинства среднеазиатских республик, советские реликвии, наподобие этой, в основном исчезли из городов Туркменистана. (Эймос Чеппл).

15

s a16 hgabat06

Портрет действующего президента Гурбангулы Бердымухамедова на приборной панели в такси. Бывший стоматолог стал президентом после смерти Ниязова в 2006 году. Большинство самых причудливых крайностей его предшественника были стремительно реорганизованы. Но во всем, что касается гражданских свобод и прав человека, он торопится гораздо меньше. «Никогда не беги туда, куда можешь просто дойти» - сообщил репортер. (Эймос Чеппл).

16

s a17 hgabat18

В 120 милях от роскошного Ашхабада находится село Ербент. В 2004 году президент Ниязов прокомментировал появление уродливой соседней деревни Дарваза. Три недели спустя жителей выселили, а деревню стерли с лица земли. Многие из переселенцев теперь живут в юртах в Ербенте. На месте Дарваза сегодня невыразительные пятна на пустынных землях. (Эймос Чеппл).

17

s a18 hgabat24

Яркое подтверждение огромных запасов газа в стране – это кратер Дарваза. В 1970-х годах советские инженеры случайно обнаружили провал в эту пещеру около 260 км к северу от Ашхабада во время разведывательных работ в пустыне Каракумы. Выделяющийся метан подожгли, намереваясь быстро сжечь его, чтобы избежать отравления близлежащих сел, но его горение продолжается до сих пор. (Эймос Чеппл).

18

s a19 hgabat04

Объявив себя главой страны, Ниязов начал с того, что назвал свое правление «золотым веком» Туркменистана. Субсидии на газ, воду и бензин стали способом умиротворения населения, но, так как город из белого мрамора вырос буквально из пустыни, пришлось сократить финансирование образования и урезать треть всех пенсий. (Эймос Чеппл).

19

s a20 hgabat13

Уборщица прибирает перед «Дворцом счастья» (дворцом бракосочетаний) Ашхабада, где проводят свадебные церемонии. Здесь предусмотрена специальная комната, чтобы молодожены могли позировать перед портретом президента. Поэтому радио «Свободная Европа» назвало Бердымухамедова «Photobomber-in-Chief». (Эймос Чеппл). (Эймос Чеппл).

20

Телеграм