Портреты алжирских женщин времен антиколониальной войны от Марка Гаранджера (Marc Garanger)

Портреты алжирских женщин времен антиколониальной войны от Марка Гаранджера (Marc Garanger)

Антиколониальная война в Алжире (1954-1962) не отличается приятными воспоминаниями для Франции. Но, к счастью, от этого конфликтного периода сохранились некоторые фотодокументы. Это своеобразное средство от французской коллективной амнезии. Портреты алжирских женщин стали одним из немногих фотографических эссе, посвященных этому болезненному периоду.

 

25-летний призывник Марк Гаранджер в 1960 году уже имел десятилетний опыт профессиональной фотографической деятельности. Он прибыл в Kabylia в небольшую деревню Ain Terzine, что в семидесяти пяти милях к югу от Алжира. Как и многие другие молодые люди, он как мог, откладывал свой отъезд в армию, надеясь, что война закончится без него. Но вскоре его призвали в качестве фотографа своего полка.

 

Глава французской армии генерал Морис Чалльз (Maurice Challes) напал на горные села, населенные двумя миллионами человек, некоторые из которых присоединились к алжирскому сопротивлению. Чтобы отрезать повстанцев от местных жителей, он решил уничтожить деревни и использовал эвфемизм «перегруппировать население», чтобы не говорить открыто о концлагерях.

 

Вскоре командир Гаранджера издал декрет, согласно которому каждый сельский житель должен был обзавестись удостоверением личности. «Конечно, он возложил это на военного фотографа», - вспоминает Гаранджер. «Я мог отказаться и сесть в тюрьму либо согласиться.  Но до меня дошло, что это мой шанс:  я должен запечатлеть то, что я видел, сделать снимки, которые отражали бы мое оппозиционное отношение к войне.  Я понял, что мог бы использовать точто я был вынужден делать, чтобы иметь фотографии, повествующие противоположное тому, что хотели ими рассказать власти».

 

Берберские и мусульманские женщины, которых фотографировал Гаранджер пришли из соседних деревень. Они никогда прежде не вступали в контакт с европейцами. Когда прибыл фотограф, там стоял отряд вооруженных людей с автоматами на плечах, переводчик и командир. Женщин выстроили в длинную очередь. Каждая из них садилась на стул на улице перед белой стеной дома. Им пришлось позировать без вуали, с растрепанными волосами. Их защитные татуировки оказались открыты для всеобщего обозрения. Лица женщин выражали всю суровую реальность их жизни. Их напряженные позы и пристальные взгляды напоминали ранние дагерротипы.

 

«Я находился в трех шагах от них.  За десять дней мне довелось сделать две тысячи портретов,  то есть по двести снимко в вдень.  Женщины были бесправны в этом вопросе.  Единственный для них доступный способ протеста – это их внешний вид», - помнит Гаранджер.

«Именно этот прямой взгляд имеет значение.  На тех фотосессиях я испытал совершенно сумасшедшие эмоции.  Это был ошеломляющий опыт с молнией в каждом изображении.  Казалось, я держу зеркало,  отражающее молниеносные взгляды,  которые в меня бросали эти женщины», - продолжает Гаранджер.

 

На Ближнем Востоке вуаль для женщины, как вторая кожа. Она традиционно может быть снята только за родными стенами, среди женщин или между мужем и женой, но никогда публично. Портреты Гаранджера символизируют столкновение двух цивилизаций: исламской и западной. И они служат метафорой колонизации. Непокорный женский взгляд можно рассмотреть, как проклятье, которое они насылают на своих врагов, чтобы защитить себя.

 

Спустя пятьдесят лет после провозглашения независимости Алжира портреты Гаранджера выглядят по-прежнему жизненно. В 2004 году фотограф вернулся в эту страну, чтобы встретить некогда запечатленных ним женщин. Оказалось, что для многих из них это был единственный снимок за всю жизнь. Они приветствовали возвращение хранителя их памяти.

В настоящее время портреты Гаранджера выставлены для всеобщего обозрения в Музее современного искусства в Алжире. Там на них можно будет полюбоваться с 20 апреля по 30 августа. У нас на сайте вы можете посмотреть работы Марка Гаранджера прямо сейчас:

1-fa283406

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

1

2-fa289401

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

2

3-fa283402

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

3

4-fa283606

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

4

5-fa283811

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

5

6-fa284703

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

6

7-fa285401

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

7

8-fa287003

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

8

9-fa287405

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

9

10-fa287906

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

10

11-fa288307

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

11

12-fa289301

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

12

13-fa289312

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

13

14-fa283602

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

14

15-fa291102

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

15

16-fa291101

Портрет женщины в алжирской французской деревне, 1960 год. (Marc Garanger).

16

Телеграм