Создание композиции кадра. Советы по фокусировке

Создание композиции кадра. Советы по фокусировке

Очень часто, начинающие фотографы задаются вопросами о том, как лучше использовать свой фотоаппарат. Как научится пользоваться своей фотографической техникой таким, образом, что бы извлекать наибольшую пользу из своего фотоаппарата. В интернете, на всевозможных сайтах, есть много информации о том, как создать какой-либо эффект, или пользоваться какой-то функцией, но мало информации о том, как оптимально работать со своим фотоаппаратом. Мы решили исправить эту ситуацию и поговорить о более простых, но не менее важных вещах. В этой статье мы расскажем вам о фокусировке и технике композиции, которая может оказаться весьма полезной при съемке в различных условиях, например, в условиях низкой освещенности. Так же мы поговорим о том, как фокусироваться в различных местах кадра, тем самым создавая оригинальные эффекты освещения и композиции. Лично я использую эти техники не часто, но были случаи когда именно это спасало мои снимки. Несколько раз, когда условия освещения были не очень подходящими, камера не могла правильно сфокусироваться, и эти методы оказались очень кстати.

 

Что означает композиция кадра?

Another-Example-650x433

Прежде чем говорить о всевозможных техниках, позвольте мне объяснить, что означает фраза "изменить композицию" в фотографии. Когда вы делаете снимок, вы тщательно оцениваете границы своего кадра и помещаете объект съемки в том месте, где на ваш взгляд ему и следует быть. Другими словами, вы создаете композицию кадра. Композиция кадра, говоря простым языком, означает правильное размещение всех объектов кадра в фотографии, и фокусировка на том объекте (или области снимка), который следует подчеркнуть, или выделить. При этом во время съемки, вы сможете сделать несколько кадров, меняя положение объектов и акценты на них.
Например, предположим, что вы начали с размещения объекта в центре кадра и сфокусировались на глазах субъекта. Сфотографировав таким образом, снимок кажется вам скучным и неинтересным и вы решаете разместить предмет немного с боку, и в конечном итоге, замечаете, что такое размещение объекта оказалось более удачным. Другими словами, вы измените композицию кадра вашей фотографии.

Почему возникает необходимость перекомпоновки?

Как правило, большинство людей не утруждают себя созданием композиции в своих снимках при использовании современных цифровых камер. Многие камеры, даже самых недорогих моделей начального уровня обладают большим количеством точек фокусировки, которые разбросаны по всему видоискателю так, как показано на рисунке.

Nikon-D5000-Viewfinder

При создании кадра, проще всего перемещать точки фокусировки в нужной области видоискателя (где находится объект съемки). Тем самым вы добиваетесь необходимо размещения фокуса и можете сделать свой снимок. Но в этом и заключается типичная проблема - точка фокусировки зачастую слишком мала, чтобы покрыть всю площадь, представляющую интерес при съемке. Взгляните еще раз на видоискатель, представленный выше – вам необходимо поместить ваш объект, в одну из 11, предопределенных точек фокусировки. Но что, если вам необходимо больше гибкости при выборе точки фокусировки, если вы хотите, переместить предмет свободно в любое место кадра? Конечно, зеркальные камеры высокого класса имеют гораздо больше точек фокусировки для работы в подобных ситуациях и предоставляют больший выбор, но они не охватывают весь кадр, потому что датчик обнаружения лучше всего работает близко к центру кадра, в котором камера получает наибольшее количество света от объектива. Иногда слишком большое количество точек фокусировки может замедлить вашу работу, к тому же, при большом выборе возможных точек фокусировки, начинающий фотограф может просто растеряться, поскольку выбор для перемещения точки фокусировки очень большой. В дополнение к этому, центральная точка фокусировки всегда является наиболее точной во всех зеркалках. Это означает, что при плохом освещении, вашим единственным правильным решением при выборе точки будет центральная точка фокусировки. В этом случае, вы получите больше всего света, и у вас будет шанс получить четкое и резкое изображение.
Вот пример изображения, которое было снято в очень темной комнате, как видите без вспышки и дополнительного освещения:

Low-Light-Focusing-650x433

Объект съемки резкий. Мне пришлось вручную предварительно сосредоточиться на предмете, благодаря центральной точке фокусировки с помощью автофокуса камеры (никакой другой точки фокусировки получить бы не получилось).
В таких ситуациях, если все сделать правильно, вы получите хороший результат и вы можете не беспокоиться о большой пост-обработке и обрезки кадра. Всего можно добиться только с помощью фотокамеры.

Методы фокусировки и композиции кадра

Есть несколько способов, благодаря которым можно хорошо сфокусироваться и изменить композицию снимка. Давайте рассмотрим каждый метод и посмотрим на его преимущества и недостатки. Пожалуйста, имейте в виду, что я предполагаю, что ваша камера и объектив установлен на режим автофокуса. Инструкции, приведенные ниже, не будут работать в режиме ручной фокусировки.

1. Метод фокусировки Servo (следящий автофокус)

Bride-Looking-432x650

Первый, и самый простой способ, это установить камеру на режим Single Servo или "AF-S"-режим. Когда ваша камера установлена на работу в данном режиме она будет фокусироваться на ближайшем объекте в тот момент, когда вы наполовину нажмите на кнопку спуска затвора. Оставляя точку фокусировки в центре, наведите камеру на объект, на котором следует зафиксировать фокус, на половину нажав кнопку спуска затвора, ждете, от камеры подтверждения (либо звуковой сигнал, либо зеленая точка, либо индикатор в видоискателе). Затем зафиксируйте композицию кадра и сделайте снимок. Если ваша камера отказывается делать снимок, то это означает, что она установлена на режим обычной автоматической фокусировки. Просто зайдите в меню камеры и установите его на "Release" в AF-S / Single Servo режим, и тогда камера должен фотографировать независимо от обстоятельств.
Этот метод прекрасно работает на большинстве камер, но он требует того, чтобы ваша камера была установлена на режим Single Servo / AF-S режим. Если вы снимаете с помощью зеркалки начального уровня Nikon, то по умолчанию автоматический режим также должен отлично работать, пока объект не движется. Если вы хотите, иметь возможность блокировки фокуса в любом режиме автофокуса, смотрите следующий метод.

2. Метод блокировки автофокуса

Bride-and-Groom-Kissing-650x432

Почти каждая зеркальная камера, в том числе модели начального уровня, производится вместе с кнопкой на задней панели камеры, предназначенной для фиксации экспозиции и автофокуса. На камерах Nikon, эта кнопка называется «AE-L / AF-L», и она предусмотрена в каждой модели камеры. По умолчанию, кнопка запрограммирована для блокировки экспозиции и фокуса, который будет отлично работать, и блокировать нужную фокусировку и композицию техники. Не беспокойтесь о режиме автофокуса вашей камеры, просто сфокусируйтесь на объекте, с помощью не полного нажатия на кнопку спуска затвора, и после фокусировки нажмите и удерживайте кнопку AE-L / AF-L на задней панели камеры, продолжая при этом наполовину нажимать кнопку спуска затвора. Тогда вы сможете изменить композицию кадра и сделать снимок (продолжая удерживать обе кнопки). Выполняя эти действия вы сможете достичь две вещи - ваша экспозиция будет заблокирована и не изменится (что может быть очень полезно при съемке людей в сложных условиях освещения).

Единственное, в чем вы должны быть уверенны наверняка, это то, что эта кнопка запрограммирована на самом деле для блокировку экспозиции и фокуса. На некоторых моделях камер она может быть запрограммирована по-другому, или находится в другом месте. На всех зеркалках Nikon, AE-L / AF-L установлена по умолчанию, на это действие. Однако, если метод, представленный выше, не работает, то возможно, вам придется искать функцию в меню настроек.

3. Метод AF-ON

Low-Light-Example-650x432

Последний метод, который я лично предпочитаю больше чем первые два, заключается в том, что бы запрограммировать кнопку на задней стороне камеры. При перемещении функции фокусировки камеры к этой кнопке, вы исключаете необходимость нажатия на кнопку спуска затвора на половину, во время фокусировки - кнопка спуска затвора используется только непосредственно для съемки. Это отлично работает и в этом случае вам не требуется постоянно думать о нажатии кнопки блокировки автофокуса или быть в режиме Servo. Кроме того, вам можно не держать наполовину нажатой кнопку спуска затвора и опасаться того, что вы можете случайно сделать снимок. При этом, данный метод прекрасно работает для фокусировки и композиции кадров.

Nikon-D3100-AE-L-AF-LОпять же, со всеми современными зеркалками этот метод работает. Если у вас камера высокого класса Nikon, то у вас на камере будет две кнопки в верхней правой части задней панели камеры - «AE-L / AF-L» и «AF-ON». Кнопку "AF-ON" можно настроить в меню камеры, чтобы переместить функцию фокусировки на нее. Во-первых, убедитесь, что вы находитесь в одном из режимов AF - вы должны быть в состоянии переместить точку фокусировки в видоискателе. Затем перейдите в настройки пользовательского меню, в замену автофокуса, затем найдите пункт меню "Активация AF". Измените его на «AF-ON». После установки, попробуйте на половину нажать на кнопку спуска затвора – если все сделано правильно, то ничего не произойдет. Но как только вы нажмете на кнопку AF-ON большим пальцем, камера начнет фокусироваться.

Если у вас камера Nikon начального уровня , то у вас на камере нет специальный кнопки AF-ON. Однако, не разочаровывайтесь, потому что та же кнопка "AE-L / AF-L", о которой говорилось ранее может быть настроена на те же действия, для этого:

Перейдите в "Пользовательское меню Настройка" -> "Управление" -> "Функция кнопки AE-L/AF-L" или "Setup Menu" -> "Кнопки", и вы увидите вариант, который изображает "AF-ON". Просто выберите эту опцию и нажмите OK. После этого, проведите тест на срабатывание нажатия на половину кнопки спуска затвора. Если все было сделано верно, то сфокусироваться вы не сможете. Затем нажмите кнопку AE-L/AF-L на камере, тем самым активировав начало автофокусировки.
После того как установите функцию фокусировки на эту кнопку, то можно будет делать следующее:

  • Используйте выбор точки фокусировки и поместите желаемую точку фокусировки на объекте съемки
  • Нажмите кнопку AF-ON / кнопку Back большим пальцем и сфокусируйтесь
  • Отпустите кнопку AF-ON / Back, чтобы сохранить и заблокировать фокус на нужном месте
  • Перекомпонуйте кадр и сделайте снимок

 Потенциальные проблемы фокусировки

Есть одна вещь, которую вы всегда должны иметь в виду при использовании этого метода. Вы не всегда получите четкие и резкие изображения, так как данные методы лучше использовать в тех случаях, когда изображение статичное. При съемке движущихся объектов у вас не получится сделать четкий кадр. Помните, что ваша фокальная плоскость смещается, когда вы создаете композицию, так что если у вас малая глубина резкости, и вы стоите к объекту слишком близко то, кадр может быть размытым, а точка фокусировки будет не там, где ожидалось. Если вы не можете получить резкое изображение, старайтесь держать точку фокусировки как можно ближе к предмету, насколько это возможно, а затем повторите свои действия. Чем меньше сдвиг, тем меньше изменений в фокальной плоскости. Если вы снимаете с длинными объективами на большие расстояния, вам не придется об этом беспокоиться . Вот пример из техники, где я использовал центральную точку фокусировки, чтобы сосредоточиться на правой части кадра (с помощью кнопки AF-ON):

Long-Lens-Example-650x432

Телеграм