Карл Юнг: карты Таро как путь к бессознательному

Карл Юнг: карты Таро как путь к бессознательному

Общепризнано, что стандартные колоды игральных карт, которые мы используем для разных игр, произошли от Таро. «Как и в наших современных картах, – пишет Салли Николс (Sallie Nichols), – колоды карт Таро состоят из четырёх мастей по десять «достоинств» каждая... В колоде Таро у каждой масти есть четыре «фигурные» карты: Король, Королева, Валет и Рыцарь». Последняя фигура «таинственным образом исчезла из современных колод», хотя примеры игральных карт с Рыцарем обнаружены в палеонтологических находках. Современный Джокер – это сохранившаяся карта Паж из Таро. Сходство между двумя типами колод значительное, но, кажется, никто, кроме адептов, не рассматривает возможность их использования для предсказания будущего. А выдающийся психиатр Карл Юнг, должно быть, рассмотрел бы.

Как объясняет Мэри К. Грир (Mary K. Greer), в лекции, прочитанной в марте 1933 года, Юнг рассказал о своих взглядах на Таро, отмечая, что позднесредневековые карты «действительно предшествовали нашей колоде карт, в которой красное и чёрное символизируют противоположности, и деление на четыре масти – трефы, пики, бубны и червы – так же относится к индивидуальным символам.

Это психологические образы, символы, с которыми человек играет так же, как бессознательное, кажется, играет со своим содержимым, – говорит Юнг. – Карты объединяются определённым образом в различные комбинации, соответствуя игровым событиям в истории человечества». В картах Таро изображены «символы или символические ситуации. Эти образы – Повешенный, Башня, Солнце – своего рода архетипические идеи различного характера».

Пока Юнг не сказал ничего, что ортодоксальные психологи-юнгианцы нашли бы неприемлемым, но он пошёл дальше, заявив, что на самом деле «мы можем предсказывать будущее, когда знаем, как настоящий момент развился из прошлого». Он призывал к «интуитивному методу, цель которого в понимании потока жизни, возможно, даже в предсказывании будущих событий, в любом случае в чтении условий настоящего момента». Он сравнил этот процесс с китайской практикой «И цзин» (Книга Перемен) и другими аналогичными методами предсказания. Доктор философии, психоаналитик и ближайшая коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц (Marie-Louise von Franz) рассказывает в своей книге «Психика и материя» (Psyche and Matter):

Юнг предлагал людям [после серьёзной трагедии, конфликта, развода] вовлечение в процедуры гадания: использовать «И цзин», разложить карты Таро, обратиться к мексиканскому календарю для предсказания, составить гороскоп или прибегнуть к геомантическому гаданию. Если гипотеза Юнга верна, результаты всех этих процедур должны были совпасть.

Казалось, содержание имеет гораздо меньшее значение, чем форма. Ссылаясь на доктрины соответствий Сведенборга, Юнг в своей лекции отмечает:

Человек всегда испытывал потребность в обнаружении через бессознательное смысла текущих условий, потому что существует некое соответствие или подобие между превалирующими условиями и состоянием коллективного бессознательного.

С помощью предсказаний он стремился к тому, чтобы ускорить процесс «индивидуации», движения в направлении к цельности и целостности путём игровых комбинаций архетипов. Ещё один мистик и психотерапевт Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) добавляет: «Таро научит вас, как формировать душу». Фаэна Алеф (Faena Aleph) отмечает, что Юнг воспринимал Таро «как алхимическую игру», которая, по его словам, являет собой попытку «единения противоположностей». Как «И цзин», карты «представляют собой цикл отрицательного и положительного, потери и обретения, тёмного и светлого».

Гораздо позже, в 1960 году, за год до своей смерти Юнг, казался менее оптимистично настроенным по отношению к Таро и оккультизму, жаловался на недостаток кадров и финансового обеспечения. Он писал:

Как показал мой "астрологический эксперимент", при определённых условиях можно экспериментировать с архетипами. По сути, мы начали такие эксперименты в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе, используя исторически известные интуитивные, т. е. синхронистические методы (астрологию, геомантию, Таро, И цзин). Но у нас было слишком мало сотрудников и слишком мало средств, поэтому мы не смогли продолжить, и пришлось остановиться.

Позднее толкователи Юнга засомневались в том, что его эксперименты с предсказаниями как аналитическим приёмом способны выдержать экспертную оценку. «Нужно нечто большее, чем "убеждать убеждённого"», – написали в статье, опубликованной в 1998 году в журнале «Парапсихология». «Этот эксперимент или любой другой должен проводиться с достаточной строгостью, чтобы большинство представителей научного сообщества были удовлетворены всеми аспектами сбора данных, анализа информации и так далее».

Толкование карт Таро Карлом Юнгом, как и другой мифической, алхимической, религиозной символики, вдохновило многих последователей, тяготеющих к парапсихологии и оккультизму. Художник и мистик Роберт Ванг (Robert Wang), вдохновлённый описанием Юнга старших арканов Таро, создал Юнгианскую колоду Таро, сопроводив ею трилогию книг: «Юнгинаское Таро и его архетипические образы» (Jungian Tarot and Its Archetypal Imagery), «Психология Таро» (Tarot Psychology) и «Идеальные предсказания с Таро» (Perfect Tarot Divination). Изображение каждой карты Ванга можно посмотреть ниже. Его книги претендует на полноту исследования юнгианской теории и практики Таро, написанной в консультации со знатоками Юнга из Нью-Йорка и Цюриха.

«Юнг и Таро: архетипическое путешествие» (Jung and Tarot: An Archetypal Journey) Салли Николс – менее объёмное и инновационное издание. В нём используется традиционная колода «Таро Райдера-Уэйта», созданная Памелой Колман-Смит и Артуром Эдвардом Уэйтом. Для тех, кто готов обнаружить взаимосвязь между системами символов и коллективным бессознательным, её книга может послужить если не средством для предсказания будущего, то инструментом для постижения интуиции.

Карты Таро Роберта Ванга

karti-taro-Jung

I Маг

taro-mag
Архетип Анимус
Анимус: бессознательные психологические мужские качества в женщине.

II Жрица

taro-zhritca
Архетип Анима
Анима: бессознательные психологические женские качества в мужчине.

III Императрица

taro-imperatrica
Архетип Мать
Мать как воплощение творческого начала; космическая мать; мать-земля; мать из плоти.

IV Император

taro-imperator
Архетип Отец
Вечный отец, отец-защитник; грозный отец; структурирующий отец.

V Жрец (Папа; Иерофант; Первосвященник)

taro-zhretc
Архетип Младший Творец
Младший Творец: божество, придающее форму Вселенной; исходя от Высшего Существа, иногда может считаться недоброжелательным.

VI Влюблённые (Любовники; Выбор)

taro-lubovnik
Архетип Изначальный человек
Изначальный человек действует в мире Младшего Творца, где он – Король.

VII Колесница

taro-kolesnica
Архетип Нижнего Духа
Колесница: источник, из которого происходит самопреобразование.

VIII Справедливость (Правосудие)

taro-pravosudie
Архетип Наказание и Вознаграждение
Наказание и вознаграждение от матери, как справедливость; в ловушке наказания, относящегося к двойственности, наложенной бессознательным; законы причины и следствия.

IX Отшельник

taro-otshelnik
Архетип Мудрого Старика
Мудрый Старик: образ внутреннего проводника; учителя; Будды.

X Колесо Фортуны

taro-fortuna
Архетип Мандалы
Мандала: представляет совокупность сознательного и бессознательного; единство между высшим и низшим; единство противоположных сил.

XI Сила

taro-sila-pohot
Архетип Изначальная женщина
Пороки и добродетели: битва души; сила рассматривается как одна из четырёх кардинальных добродетелей: сила, справедливость, благоразумие и умеренность.

XII Повешенный

taro-poveshennii
Архетип Жертва
Жертва самостоятельно открывает врата познания жизни и смерти; возвышение над самоограничением.

XIII Смерть

taro-smert
Архетип Переход
Смерть: переход от одного состояния к другому без возврата к предыдущему состоянию.

XIV Умеренность (Воздержание)

taro-vozderzhanie
Архетип Посредник
Мистический союз между противоположностями; медитация между сознательным и бессознательным.

XV Дьявол

taro-diavol
Архетип Тень
Понятие Тени относится к части психики, в которой содержатся подавленные и непринятые склонности личности, отрицаемые сознательным Я.

XVI Башня

taro-bashniy
Архетип Отца в качестве Защитника/Мстителя
Защитник: скрытая рука Бога; освещение; инициирование.
Мститель: разрушительные силы, катастрофы, апокалипсис, внутренняя буря.

XVII Звезда

taro-zvezda
Архетип скрытое Солнце
Источник; сознание.

XVIII Луна

taro-luna
Архетип Смертоносной Матери
Геката: Богиня дорожных перекрёстков и королева ночи; мать, активирующая жизнь и смерть; Лилит, ночное чудовище.

XIX Солнце

taro-solntce
Архетип Ребёнка
Ребёнок: олицетворение жизненной силы; скрытая сила природы, рождение нового сознания.

XX Страшный суд (Суд)

taro-aeon-sud
Архетип Возрождение
Понятие жизни после смерти и непрерывность Сознания.

XXI Мир

taro-mir
Архетип Персона (Маска)
Персона: обозначает ту часть личности, которая формирует способ отношения индивида к обществу; социальная маска, публичное лицо личности.

Дурак (Шут)

taro-durak
Архетип Творческой Пустоты
Понятие творческой пустоты относится к несотворённому; непроявленному; к духу; к начальной точке.

Смотрите также:

Телеграм