«Чёрный ящик» мастера медитативной фотографии Хироси Сугимото

«Чёрный ящик» мастера медитативной фотографии Хироси Сугимото

Хироси Сугимото – один из самых значимых современных фотографов. Он умещает двухчасовые кинофильмы в один кадр и оживляет диорамы, включая в изображения концептуальный элемент, призывающий зрителей к философским размышлениям.

Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto) родился в Токио в 1948 году. Изучал политику и социологию в St. Paul’s University в родном городе, после чего в 1970-м переехал в США. В Колледже искусств и дизайна в Лос-Анджелесе получил степень бакалавра искусств. С 1974 года живёт в Нью-Йорке и Токио. Сугимото – мультидисциплинарный художник, область его деятельности охватывает скульптуру, архитектуру, инсталляцию и фотографию. В последней он преуспел настолько, что The Times и Saatchi Gallery включили его в топ-200 лучших художников XX века.

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 0
Хироси Сугимото

Сугимото – мастер, отказавшийся от цифровых технологий в пользу традиционных методов съёмки и переосмысливший основные жанры классической фотографии. Для его изображений характерна визуальная красота и виртуозное техничное исполнение, подчёркнутое постоянным использованием камеры крупного формата (8х10). В совокупности работы Сугимото представляют собой глубокое размышление о природе восприятия, иллюзии, жизни и смерти.

Для своих фотосерий он снимал восковые фигуры мадам Тюссо и диорамы со сценами дикой природы в Американском музее естественной истории; двухчасовые фильмы в старых кинотеатрах, оставляя при этом затвор открытым на протяжении всего киносеанса, и морские пейзажи с длинными выдержками.

Работы Сугимото хранятся в коллекциях Метроплитен-музея в Нью-Йорке, в Смитсоновском институте в Вашингтоне, в Лондонской национальной галерее, в галерее Тейт в Лондоне.

В 2016 году вышел каталог работ Хироси Сугимото «Чёрный ящик» с фотографиями из основных серий, снятых за сорок лет творческой деятельности: «Театры» (с 1976 по настоящее время); «Молнии» (с 2006 по настоящее время); «Диорамы» (1976-2012); «Портреты» (1994-1999); «Морские пейзажи» (с 1980 по настоящее время).

«Диорамы»

«Во время своего первого приезда в Нью-Йорк в 1974 году я делал то, что делают все туристы. В общем, я посетил Американский музей естественной истории, где сделал любопытное открытие: чучела животных, расположенные перед разрисованными фонами, выглядели донельзя фальшиво. Но если бросить беглый взгляд, прикрыв один глаз, то все перспективы исчезали, и вдруг чучела выглядели очень реалистично. Я нашёл способ смотреть на мир, как фотокамера. Ненастоящие объекты сфотографированными выглядят как реальные», – рассказывает предысторию серии автор.

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 54

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 71

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 46

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 27

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 78

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 26

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 1

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 2

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 3

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 4

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 5

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 7

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 8

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 6

«Молнии»

«Слово электричество считается производным от древнегреческого "электрон", что означает "янтарь". При трении таких материалов, как янтарь и шерсть, возникает эффект, известный нам как статическое электричество. Это явление изучали ещё в XVIII веке, особенный интерес оно вызвало у Бенджамина Франклина. Чтобы проверить свою теорию об электрической природе молнии, в 1752 году Франклин запустил воздушного змея в грозу. Он очень рисковал, проводя тот эксперимент; других исследователей в подобных случаях ударяло током. Но Франклин тогда подтвердил не только свою гипотезу, а и то, что электричество имеет положительный и отрицательный заряды. В 1831 году закон электромагнитной индукции Майкла Фарадея привёл к изобретению электрогенераторов и трансформаторов, что резко изменило качество жизни человека. Гораздо менее известно то, что коллега Фарадея, Уильям Фокс Тальбот, был отцом калотипии (раннего фотографического процесса). Открытие Тальботом светочувствительных свойств серебряных сплавов привело к появлению первого в истории негативно-позитивного процесса, который позволил тиражировать позитивы с исходного негативного изображения на бумаге. Идея наблюдать за эффектами электрических разрядов на фотопластинах отражает моё желание воссоздать крупные открытия этих пионеров науки в тёмной комнате и узреть их собственными глазами», – рассказывает Хироси Сугимото о фотосерии «Lightning Fields».

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 52

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 29

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 22

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 20

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 3

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 9

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 10

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 11

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 6

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 7

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 51

«Архитектура»

Эта серия отличается от преставления большинства людей о хорошей фотографии. Сугимото нетипично подошёл к съёмке, преднамеренно размыв очертания зданий. В его нерезких снимках они расплываются и почти неузнаваемы. Среди объектов, выбранных для съёмки: древний храм Хатхор в Дендере, Бруклинский мост, Всемирный торговый центр. Архитектура тает в фотографиях Сугимото, вновь поднявшего тему времени, механики памяти и восприятия.

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 30

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 53

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 67

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 69

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 65

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 42

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 15

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 28

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 25

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 16

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 55

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 36

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 2

«Стилизованная скульптура»

История одежды так же стара, как и само человечество. Сначала были фиговые листья. Затем шкуры животных. А позднее в ней отразились сюрреализм, футуризм и авангард. Слияния моды с жанрами искусства продолжается и в настоящее время. Серия «Стилизованная скульптура» рассматривает историю моды на теле человека, одетого в «искусственную кожу», как современную скульптуру.

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 61

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 60

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 59

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 58

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 57

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 56

«Портреты»

В серии «Портреты» Сугимото обратился к восковым фигурам из музея мадам Тюссо и начал с Генриха VIII. Его фигуру воссоздали на основе портрета, написанного придворным художником. На основе живописи появилась восковая фигура, а из той в свою очередь – фотография. Через этапы репродуцирования Сугимото передаёт разрушение времени и пересказа истории. «Если на этой фотографии вам кажется, что он выглядит как живой, стоит пересмотреть, что означает быть живым здесь и сейчас», – говорит фотограф.

Он сделал портреты исторических фигур прошлого и настоящего, с особым вниманием выставляя освещение при съёмке.

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 24

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 17

Portrety Hirosi Sugimoto 3

Portrety Hirosi Sugimoto 5

Portrety Hirosi Sugimoto 7

Portrety Hirosi Sugimoto 4

Portrety Hirosi Sugimoto 8

Portrety Hirosi Sugimoto 6

Portrety Hirosi Sugimoto 2

Portrety Hirosi Sugimoto 1

«Морские пейзажи»

Над этой серией Сугимото начал работать в 1980 году, и делал кадры для этого цикла по всему мирру. Но в каждом снимке морской пейзаж подан одинаково. Неизменно линия горизонта поровну разделяет пространство между небом и океаном. «Каждый раз, когда я смотрю на море, меня окутывает успокаивающее чувство безопасности, похожее на возвращение в родительский дом», – говорит фотограф. «Вода и воздух. Это очень привычные вещества, они практически не привлекают внимания. И всё-таки они обеспечивают наше существование».

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 18

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 72

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 33

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 75

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 74

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 49

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 50

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 47

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 37

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 48

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 32

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 31

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 21

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 19

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 14

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 12

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 5

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 62

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 19

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 20

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 21

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 70

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 45

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 44

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 43

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 39

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 40

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 38

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 35

Мастер медитативной фотографии Хироси Сугимото 34

Смотрите также:

Телеграм